Материалы

Учебный план

Учебный план
Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Многофункциональный ресурсный центр города Кирово-Чепецка Кировской области»
на 2018-2019 учебный год

Скачать..

Наименование курса   Наименование модуля

Нач.

школа

8 кл 9 кл 10 кл 11 кл Итого
Компонент образовательного учреждения
Профориентационные курсы  

"Секреты выбора профессии"

Информациионный модуль   12 4      16
Диагностический модуль    13  20     33
Социальные пробы      50     50
Профессиональные пробы     27      27
Итого часов   27
 99     126

"Путешествие с компьютером
в мир интересных профессий"

Итого часов 4         4

 

             
             
             

"Кружок радиоэлектроника"

Теоретический модуль     3        3
Практический модуль     3        3
Итого часов     6        6

"Инженер-конструктор"

Теоретический модуль     3        3
Практический модуль     3        3
Итого часов     6        6

 "Выбор профессии через
учебный предмет"

Итого часов          12  12
  Всего часов (по профориентационным курсам)  4 39 99   12 154
Проектная деятельность
Проектная деятельность  Итого часов        8   8
Профессиональная подготовка

 

Профессиональная
подготовка

 
"Слесарь механосборочных работ"          6 6
"Портной"       6 6 12
"Повар"       6 6 12

"Лаборант химического анализа"

       6 6 12
Итого часов       18 24 42
 
Допрофессиональная подготовка

Допрофессиональная
подготовка

"Медицина"       3  3 6
"Педагогика"        3 6
Итого часов       6  6 12
ВСЕГО  4 39 99 32 42 216

Программа «Азбука успешного трудоустройства»
 для 10-11 классов

Пояснительная записка

Современная ситуация на рынке труда показывает, что именно молодежь остается категорией, которую не жалуют работодатели. По данным исследований 2010 года 75% учащихся 11 классов МКОУ МУК намерены совмещать работу и учебу.

Среди причин отмечались:1) Необходимость оплаты собственных расходов – 53%. 2) Желание не зависеть от родителей – 47%.

Молодым работа нужна для самореализации и обеспечения своих безграничных потребностей. В то же время молодежь, вступающая на рынок труда, испытывает трудности в трудоустройстве и адаптации к новой социальной среде. Школы слабо готовят выпускников к будущей трудовой деятельности, ориентируясь больше на передачу определенного объёма знаний. Выпускники, получив знания, выходят на рынок труда психологически и социально неподготовленными к его жестким условиям. Они не владеют информацией о реальной ситуации на рынке труда, требованиях работодателей, не умеют грамотно преподнести себя, не знают, как правильно искать работу, не владеют правилами поведения на рынке труда.
Программа является логическим завершением курса профориентационной направленности и предназначена для учащихся 10-11классов.
Цель: развитие у старшеклассников интереса и положительной мотивации к развитию компетентностей, необходимых для решения социально-профессиональных задач по организации оптимального поведения на современном рынке труда.
Задачи:
•    формирование у старшеклассников правильного понимания проблемы выбора профессии и трудоустройства, подготовка их к самостоятельной деятельности на рынке труда;
•    формирование у старшеклассников коммуникативной, информационной и социально-трудовой компетентностей как основы для самостоятельной деятельности будущих выпускников в процессе трудоустройства.

Программа курса включает в себя 4 модуля:

1) Информационный модуль «Трудоустройство: от поиска работы – до процедуры найма».

2) Практико-ориентированный модуль «Каковы сами, таковы и с Вами».

3) Социальные практики «Один день со специалистом».

4) Деловая игра-собеседование «Я ищу работу».

Общий объём курса 36 часов. В процессе обучения класс делится на 2 подгруппы.

Ожидаемым результатом проведения учебного курса является формирование учащимися модели собственного трудоустройства.

 

Программа курса
профильной и профессиональной ориентации
«Секреты выбора профессии» для 8-9 классов

Пояснительная записка

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что «главная цель российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».
В качестве одного из условий, необходимого для достижения нового, современного качества образования рассматривается введение профильного обучения на старшей ступени общего образования, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда.
Определение целей, задач и содержания предпрофильной подготовки выявило значительное количество вопросов, одним из которых является ориентационная работа с подростками. Ориентационная работа в процессе предпрофильной подготовки может частично компенсировать недостатки существующей системы образования, демонстрируя необходимость становления нового типа социальности будущих выпускников и мотивируя собственные размышления учащегося о целях и смыслах дальнейшего социального и профессионального становления.
Курс «Секреты выбора профессии» призван оказать выпускникам основной школы психолого-педагогическую, консультационную помощь, направленную, прежде всего, на самопознание школьников, на выявление их реальных образовательных потребностей и  истинных мотивов их выбора.
В процессе изучения курса у учащихся систематизируются знания о различных видах трудовой деятельности, их требованиях к личности и путях профессиональной подготовки. Школьники учатся правильно оценивать соответствие своих склонностей, способностей и состояния здоровья требованиям избираемой профессии.
Предлагаемый ориентационный курс представляет собой сочетание:
- информационной поддержки выбора профиля дальнейшего образования и будущей профессиональной деятельности – информационный модуль;
- наиболее адаптированных к данной ситуации активизирующих методов помощи в профессиональном выборе – диагностический модуль;
- специально организованных эвристических процедур получения социально значимой информации и практического знакомства с основными сферами социально-трудовой деятельности – социальные пробы.
Предпрофильной подготовкой охвачены 8-9 классы общеобразовательных школ города.
Продолжительность посещения занятий учащихся 8 классов – два с половиной месяца (11 недель), один раз в неделю по 2 часа.
В 9 классе занятия рассчитаны на два месяца (8 недель), один раз в неделю по 2 часа. Далее по индивидуальному графику учащиеся включаются в социальные пробы. Участие в ярмарке образовательных возможностей и экскурсии в учреждения профессионального образования города знакомят школьников с уровнями профессионального образования.
Общее количество часов, отводимое на курс , – 74 часа (с делением на подгруппы – 102 часа). В 8 классе – 22 часа (с делением на подгруппы 34 часа), в 9 классе – 52 часа (с делением на подгруппы 68 часов).
Цель курса – формирование готовности учащихся к обоснованному профильному и профессиональному самоопределению с учётом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда.
Задачи курса:
•    формирование политехнических знаний о современном производстве и содержании труда в нём;
•    овладение методами ориентации в мире профессий и выбора их в соответствии со своими возможностями и требованиями рынка труда;
•    повышение уровня психологической компетентности учащихся за счёт вооружения их соответствующими знаниями и умениями; расширение границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
•    оказание помощи школьникам в выборе профиля обучения в школе с учётом своей будущей профессии и овладения ею в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
Курс «Секреты выбора профессии» направлен на повышение мотивации учащихся к самостоятельному активному жизненному и профессиональному самоопределению.
В рамках информационного модуля курса особое внимание уделяется тем видам деятельности, которые знакомят учащихся с современными профессиональными сферами и ситуациями на рынке труда.
На занятиях диагностического модуля используется комплекс психологических активизирующих методик, тестов и упражнений, направленных на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, профессиональных интересов и склонностей, а также на обеспечение их психологического развития. Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации своего образовательного маршрута.
Проводимые в рамках курса социальные пробы охватывают основные сферы социально-трудовой деятельности человека: экономика, медицина, машиностроение, швейная промышленность, торговля, общественное питание, информационные технологии и т. д. и через преобразовательную деятельность выявляют склонности ученика к определенному типу профессии. Организация социальных проб способствует конкретизации запросов учащихся в отношении связи содержания избираемого профиля обучения с содержанием после школьного образования и будущей профессиональной деятельности.
Для данного курса разработана тетрадь «Секреты выбора профессии», которая содержит материалы информационного характера и диагностические методики.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких как междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги); обучение через опыт и сотрудничество.
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение тренингов и упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы, тетрадь профессионального самоопределения «Секреты выбора профессии», которая содержит материалы информационного и практического характера. Тетрадь по окончании курса представляет большую часть «портфолио», которое отражает индивидуальные результаты работы ученика.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Полный учебно-методический комплект курса представлен программой, методическим пособием для учителя; тетрадью профессионального самоопределения для ученика; дидактическими материалами на электронных носителях.
Методическое пособие для учителя представляет собой рекомендации по реализации программы курса. В нем содержится обширный информационный материал, отобранный и структурированный в соответствии с целями курса, необходимый учителю для проведения занятий, а также методические рекомендации по выбору форм и методов их проведения.
Ожидаемым результатом проведения курса профильной и профессиональной ориентации для учащихся является формирование индивидуальной задачи по выбору профиля предметного обучения и дальнейшего образовательного маршрута с выходом на получение профессии. Этот выбор будет произведен с учетом имеющихся психологических ресурсов ученика в соответствии со сформированным личным профессиональным планом.
Завершается курс заполнением «Профкарты». Учащиеся получают свой психофизиологический портрет с характеристиками интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, индивидуальных особенностей и областью возможных профессиональных интересов и предпочтений и рекомендациями по выбору дальнейшего образовательного маршрута и развитию своего потенциала.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся:
Должен знать:
•    значение профильного и профессионального самоопределения;
•    образовательную карту города и пути получения профессионального образования;
•    ситуацию на современном рынке труда и понятие о профессии и профессиональной деятельности;
•    необходимость учёта требований к качествам личности при выборе профиля обучения и профессии;
•    психологические ресурсы личности (психофизиологические особенности, эмоциональные, волевые, интеллектуальные и коммуникативные качества);
•    необходимость учёта состояния здоровья при выборе профиля обучения и профессии;
•    требования к составлению личного профессионального плана.
Должен уметь:
•    делать выбор профиля обучения при переходе в 10 класс;
•    находить информацию об учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства;
•    сопоставлять свои способности, возможности и состояние своего здоровья с требованиями профессии;
•    работать с профессиограммами;
•    ориентироваться в типах и подтипах профессий;
•    выявлять особенности личности с помощью диагностических процедур;
•    определять недостающие качества и выстраивать план их развития у себя, чтобы добиться успеха;
•    составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его при реализации.

 

Профориентационная программа
для обучающихся 1 классов
с использованием компьютерных технологий «Путешествие с компьютером в мир интересных профессий»


Пояснительная записка

Проблема выбора профессии одна из серьезных проблем, которая стоит перед подрастающим поколением. Как правило, сделать осознанный выбор успевают не все подростки, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знаний о них не так много. Поэтому профориентационную работу необходимо осуществлять как можно раньше, начиная с начальной школы.
Для того чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий в начальных классах, необходимо кратко описать стадии становления профессионального самосознания.
Формирование профессиональной направленности и собственно выбор профессии – длительный и сложный процесс, в котором можно выделить определенные стадии:
1.    Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий.
2.    Стадия профессионального самопознания.
3.    Стадия профессионального самоопределения.
Эти стадии определяются особенностями возрастного развития человека.
Становление профессионального самосознания начинается с 3-х лет с появления конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Данная стадия продолжается до раннего подросткового возраста (10-12 лет).
В процессе развития  в этот возрастной период ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, рассказов, конкретных ситуаций из жизни работника той или иной профессии.
На этой стадии создается определенная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно на следующих стадиях при выявлении собственных качеств, способностей и сопоставления их с требованиями профессий и  сформировать свой профессиональный маршрут.
Следует помнить, что игра еще некоторое время после начала обучения в школе продолжает оставаться ведущей деятельностью учащегося (то есть той деятельностью, которая определяет развитие человека в тот или иной период его жизни).
В игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Поэтому в профориентационные занятия для первоклашек должны включаться игры, задания связанные с какими-то простыми операциями, касающимися темы занятия. Например, рассказывая о профессии ювелира, следует сказать о том, что изготовлению изделия предшествует рисунок, чертеж. Здесь необходимо рассказать на доступном детям языке о наиболее простых закономерностях композиции, и школьники создадут рисунок будущего ювелирного изделия  (например, разукрасят «яйцо Фаберже»).
Все это предусмотрено в профориентационной программе для обучающихся 1-х классов.
Система занятий  программы ведется с элементами практической деятельности на компьютере с использованием в работе графического редактора Tux Paint и программно-методического комплекса «Фантазеры. МУЛЬТИтворчество», где дети могут выполнить задания, связанные с операциями определенных профессий (сделать рисунок, проект здания, рекламу и т.п.).
Цель программы: через информационные компьютерные технологии способствовать формированию представлений обучающихся 1-х классов о различных   профессиях.
Использование компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе с обучающимися начальной школы – это одно из самых новых и актуальных направлений в  педагогике.
Сегодня можно использовать компьютер в целях получения новых знаний и как средство развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы обучающегося. Также он позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.
Содержание программы обеспечивает решение ряда задач:
1)    формирование представлений о различных профессиях;
2)    формирование первичных навыков работы на компьютере;
2) развитие устной речи, обогащение и расширение речевого словаря детей профессиональной лексикой;
3) развитие интеллектуальных и творческих способностей;
4) воспитание положительного отношения к труду и уважения к людям труда.
Программа предназначена для обучающихся 1-х классов и состоит из 34 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Каждое занятие  имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии через выполнение практического задания на компьютере.
Использование на занятиях наглядности, игрового материала, элементов занимательности помогает  создать у младших школьников многообразие впечатлений.
В процессе работы по программе дети учатся анализировать, рассуждать, делать выводы, находить новые способы решения задач, придумывать оригинальные идеи выполнения задания специалиста определенной профессии и т.п.
Продуктивная деятельность создает условия для развития индивидуальных творческих способностей, раскрывает личностный потенциал каждого ребенка.
В рамках реализации программы в качестве основных методов обучения выступают:
- беседы,
- дискуссии,
- моделирование заданных ситуаций,
- мозговой штурм,
- дидактические развивающие упражнения,
- игры,
- творческие задания.
Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у обучающихся.
Структура занятий:
1.    Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, готовности памяти).
2.    Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
•    что я знаю об этой профессии;
•    что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией.
3.    Выполнение задания на компьютере в соответствии с рассматриваемой деятельностью профессии.
Продолжительность работы ребенка на компьютере обусловлена физиологическими особенностями и составляет не более 20 минут.
4.    Рефлексия.
Таким образом, предлагаемая программа с применением информационных компьютерных технологий предоставляет возможности  не только для знакомства обучающихся начальных классов с содержанием труда различных профессий, но и для их практической, творческой деятельности.
Ожидаемые результаты обучения по программе:
•    расширение кругозора о мире профессий;
•    проявление уважительного отношения к людям различных профессий;
•    сформированность первоначальных пользовательских навыков работы на компьютере;
•    развитие мелкой моторики, формирование тончайшей координация движений глаз;
•    активизация воображения и творческих способностей;
•    развитие дивергентного мышления;
•    повышение возможности творчески использовать свой жизненный опыт.

 

«Основы профессии радиоэлектронщика»
Пояснительная записка.

Одной из форм внеклассной работы со школьниками является привлечение их к участию в техническом творчестве. Техническое творчество школьников играет большую роль не только в повышении качества трудовой подготовки и социальной ориентации, но и способствует раскрытию и развитию их творческих способностей, инициативы, самостоятельности.
Цель программы: развитие творческих способностей, инициативы, самостоятельности, адаптация в современном мире электронной техники.
Задачи программы:
1.    Освоение необходимого объёма теоретических знаний по радиоэлектронике;
2.    Получение технологических умений;
3.    Освоение производственной культуры и безопасности труда.
Численность учащихся в группе до10 человек (по количеству посадочных мест для паяния в кабинете).
Программа рассчитана на обучение учащихся в возрасте от 12 до 15 лет (допустим и меньший возраст, при наличии подготовки в семье).
  Объём программы — 204 часа (теоретические занятия – 68 часов, практические занятия – 136 часа).
Процесс обучения рассчитан на два занятия в неделю по 3 часа.

Ожидаемые результаты.  В результате занятий в кружке учащиеся должны:
- иметь представление об устройстве элементов электронных устройств, условия их применения;
- знать основы электротехники
- знать свойства основных материалов, применяемых в радиоэлектронной аппаратуре;
- уметь монтировать  и налаживать несложные электронные схемы, соблюдать правила безопасности труда.
Выпускники кружка получают хорошую профессиональную ориентацию по профессиям в сфере радиоэлектроники.

Ресурсное обеспечение. В кабинете радиоэлектроники и электротехники имеется всё необходимое для занятий кружка:
 Кабинет имеет 3 рабочих зоны:
   а) зона теоретических занятий, оборудованная классной доской, демонстрационными столами с комплектом демонстрационных приборов, ученическими столами со стульями;
   б) зона монтажно-наладочных работ оборудованная столами монтажников с устройствами вытяжки и щитком электропитания паяльников и налаживаемых приборов;
   в) зона слесарных работ со слесарными верстаками, сверлильным и намоточным станком, набором слесарных инструментов и материалов.
Библиотека кабинета периодически пополняется справочной и учебной технической литературой, имеются комплекты журналов «Радио», «Моделист конструктор», «Техника молодёжи», «Юный техник».

 

Профориентационные курсы

«Выбор профессии через учебный предмет»

Профориентационные курсы «Выбор профессии через учебный предмет» организуются по предметам: математика, химия, биология, история, обществознание, русский язык, литература, английский язык, основы безопасности жизнедеятельности, экономика.
Цель организации профориентационных курсов:
Формирование готовности старшеклассников к социальному и профессиональному самоопределению через учебный предмет.
Задачи:
•    Создание условий для успешного выбора профиля дальнейшего обучения, профессиональной ориентации школьников;
•    Систематизация и обобщение изученного материала по предмету;
•    Расширение и углубление знаний, умений, навыков в соответствующей    области;
•    Подготовка к итоговой аттестации, олимпиадам, конкурсам.
Программы курсов одногодичные и рассчитаны 102 часа в год. Обязательным модулем программы является профориентационный блок, в нём раскрывается информация о профессиях, в которых востребованы знания изучаемого предмета. Формы занятий: лекции, деловые игры, лабораторные и практические занятия, экскурсии в ВУЗы, занятия с преподавателями  различных кафедруниверситетов.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«СЛЕСАРЬ МЕХАНО-СБОРОЧНЫХ РАБОТ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный комплект УПД предназначен для обучения учащихся групп постоянного контингента на базе основного образования (9 классов) без получения общего среднего образования.
Процесс обучения рассчитан на посещение МУК учащимися пять раз в неделю (по 6часов в день)
В процессе обучения учащиеся изучают основы (теория)
•    Спецтехнологии
•    Материаловедения
•    Электротехники
и обрабатывают все слесарные операции (практика), получая необходимые знания, умения и навыки по специальности «Слесарь механосборочных работ» 2-3 разряда в соответствии с требованиями ЕТКС 1987г.
Процесс обучения заканчивается квалификационным экзаменом по теории и выполнением пробной практической работы, соответ-ствующей квалификационному разряду.
По окончании обучения выпускник получает документ государ-ственного образца (свидетельство) с указанием разряда.

СЛЕСАРЬ МЕХАНОСБОРОЧНЫХ РАБОТ
2-Й РАЗРЯД
Характеристика работ: обрубка рубка зубилом вручную. Опиловка и зачистка заусенцев, облоя и сварочных швов. Резка заготовок из прутка и листа на ручных ножницах и ножовках, правка прутка не ответственных листовых деталей небольших размеров. Снятие фасок. Изготовление простых прокладок из различных материалов. Прогонка резьбы. Очистка и промывка деталей. Простая слесарная обработка деталей со свободными допусками. Опиловка плоскостей в размер, фасок радиусов по шаблонам. Выполнение галтовочных работ. Вы-полнение подготовительных работ при сборке и разборке машин и механизмов на стендах и выполнение отдельных операций под руко-водством слесаря более высокой квалификации.
Должен знать: наименование и назначение простого рабочего ин-струмента, устройство слесарных тисков, правила работы на ручных ножницах и ножовках, номенклатуру обрабатываемых деталей, кре-пежные детали, наименование и маркировку обрабатываемых матери-алов.

Примеры работ:
1.    Болты и гайки – опиловка граней под ключ и калибровка резьбы.
2.    Винты ходовые, зацепления зубчатые – нанесение смазки.
3.    Детали крепежные \винты, болты, гайки и т. п.\ - снятие заусенцев после механической обработки.
4.    Детали мелкие \винты, шрифты, шайбы, кольца, пистоны, втулки и т. п.\ - галтовка в барабане после механообработки.
5.    Детали после термообработки – снятие с проволоки и зачистка.
6.    Детали простые длиной до 300 мм – рихтовка.
7.    Детали разные – чистка, промывка, протирка, продувка сжатым воздухом.
8.    Заготовки – упаковка в тару.
9.    Заглушки и фланцы – постановка на место.
10.    Косынки, полосы, ребра, швеллеры – зачистка заусенцев, притуп-ление острых кромок после механообработки.
11.    Материал листовой – прямолинейная резка ручными ножовками, ножницами и правка.
12.    Петли черновые одношарнирные – полное изготовление.
13.    Пробки, маслёнки, гайки-барашки – вывертывание и навертывание вручную.
14.    Прокладки разные из листового железа, алюминия, меди, резины и других материалов – вырубка и вырезка заготовки и полное изго-товление.
15.    Прутки и трубы диаметром до 30 мм – резка ручными ножовками.
16.    Таблички, ярлыки – установка на сборки.
17.    Трубы газовые – резка.
18.    Шестерни, валы и другие детали – зачистка заусенцев после меха-нической обработки.
19.    Шланги дюритовые и резиновые – резка.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ЛАБОРАНТ ХИМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»
Пояснительная записка.

Данный комплект УПД предназначен для обучения учащихся 10-11 классов школ города. Процесс обучения рассчитан на посещение МУК учащимися школ города один раз в неделю (6 часов).
В процессе обучения учащиеся изучают основы (теория):
•    техники лабораторных работ аналитической химии
•    спец. технологии
и обрабатывают приемы выполнения химических анализов (практика), получая необходимые задания, умения и навыки по специальности «Лаборант химического анализа» 2-3 разряда в соответствии с требованием ЕТКС 1987г.
Процесс обучения заканчивается квалификационным экзаменом по теории и выполнением пробной практической работы, соответствующей квалификационному разряду
По окончании обучения выпускник получает документ государственного образца (свидетельство) с указанием разряда.

Лаборант химического анализа.
3-ий разряд
Характеристика работ: проведение подготовки проб к анализу: взятие навесок, их разложение кислотами, выщелачивание и фильтрование растворов. Проведение простых однородных анализов методом титрования без предварительного разделения компонентов. Приготовление процентных растворов. Взвешивание на технических и аналитических весах. Выполнение работ под руководством лаборантов высокой квалификации.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ПОВАР»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Стандарт начального профессионального образования Российской Федерации по профессии “Повар, кондитер” (федеральный компонент) разработан в соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.1999 г. № 1362 и включает документы:
а)    профессиональную характеристику;
б)    федеральный компонент содержания образования.
Содержание общепрофессионального (отраслевого) цикла представляется стан-дартизированным блоком по предмету “Экономика отрасли и предприятия”.
Содержание общеобразовательной подготовки при освоении профессии началь-ного профессионального образования определяется федеральным компонентом среднего (полного) общего образования.
Профессиональная характеристика отражает содержательные параметры в виде практических и теоретических основ деятельности.
В структуре федерального компонента содержания образования (профес-сионального цикла) выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием определенных уровней их усвоения.
Названия учебных элементов в стандарте указывают на конкретное со¬держание деятельности, которое должен освоить выпускник в результате обучения. Соотноше-ние теоретического и практического обучения определяется учебно-программной документацией.
Стандарт начального профессионального образования предусматривает исполь-зование следующих уровней усвоения:
1    уровень - узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов и выполне-ние профессиональной деятельности с опорой (подсказкой);
2    уровень - самостоятельное выполнение (по памяти) типовой деятельности;
3    уровень - создание и выполнение алгоритма нетиповой деятельности.
При изложении федерального компонента принят следующий порядок:
-    названия блоков пишутся заглавными буквами и имеют сквозную ну¬мерацию;
-    названия предметных областей внутри блоков выделены прописными буквами, номер предметной области содержит номер блока и порядковый номер области внут-ри блока;
-    номер основного обобщающего учебного элемента включает номер предмет-ной области и порядковый номер данного элемента;
-    узловые учебные элементы перечисляются с красной строки после ос¬новного обобщающего учебного элемента, к которому они относятся;
-    для ряда учебных элементов и некоторых предметных областей выде¬лены ха-рактеризующие их признаки, которые следуют после двоеточия за названием пред-метной области или учебного элемента;
-    признаки основного обобщающего учебного элемента или предметной области относятся ко всем входящим в них нижерасположенным учебным элементам;
-    для учебных элементов, после которых уровень усвоения не указан, подразу-мевается первый уровень;

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.    Профессия начального профессионального образования Повар, кондитер.
Профессии по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должно-стей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94):
-    повар (3-4 разряды);
-    кондитер (3-4 разряды).
2.    Назначение профессии
Осуществление технологического процесса приготовления блюд, кулинарных изделий, мучных кондитерских, булочных и кулинарных изделий заданного качества на предприятиях питания различных форм собственности
3.    Квалификация
В соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образо-вания профессия “Повар, кондитер” относится к 3-ей ступени квалификации и пред-полагает получение среднего (полного) общего образования.
Уровень квалификации выпускника по профессиям начального профес-сионального образования устанавливается в соответствии с действующей системой тарификации по профессиям ОК 016-94 и другими нормативными актами органов по труду.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«Портной»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный комплект УПД предназначен для обучения учащихся 10-11 классов школ
города. Процесс обучения рассчитан на посещение МОУ МУК учащимися города один раз в неделю.
В процессе обучения учащиеся изучают основы:
•    спецтехнологии
•    конструирования одежды
•    моделирования одежды
•    материаловедения
•    оборудования
•    художественного проектирования одежды
•    отрабатывают технологию изготовления швейных изделий на практике.
Практические работы предусматривают изготовление швейного изделия, начиная с подготовки выкройки. Учащиеся получают необходимые знания, умения и навыки по специальности « Портной легкого платья» 3 разряда.
Процесс обучения заканчивается квалификационным экзаменом по теории и изготовлением швейного изделия, соответствующего квалификационному разряду.
По окончании обучения выпускник получает документ государственного образца(свидетельство) с указанием разряда

Профессиографическая карта
1.    Социально-экономическая характеристика профессии « Портной».
1.1.    Сфера деятельности: легкая промышленность и бытовое обслуживание.
1.2.    Потребность в кадрах. Переменная.
1.3.    География профессии. Повсеместно распространена.
1.4.    Тип предприятия. Салоны, дома моделей, ателье, мастерские, работа на дому.
2.    Производственная характеристика профессии.
2.1. Предмет труда, цели труда.
Художественный образ. Изготовляет модели, образцы по вымыслу модельера.
Знаковые системы. Производит измерения деталей.
Техника. Соотносит дефекты со способами ремонта одежды. Выполняя ряд последовательных технологических операций, изготавливает швейное изделие. Ведет правильную эксплуатацию и частичное обслуживание машин и оборудования.
Человек. Общается с закройщиком.
2.2.    Содержание работ.
По индивидуальным заказам в соответствии с технологией обработки, рисунком из журнала мод изготавливает образцы, модели, изделия верхней одежды, легкого платья, белья, верхнего трикотажа. Производит раскрой прикладных материалов и мелких деталей, переносит линии с одной детали на другую, сметывает детали вручную и стачивает на машине, осуществляет точную подгонку и обработку деталей, производит ВТО. Подбирает иглы, приспособления в соответствии с качеством ткани и требованием обработки, регулирует длину стежка и качество строчки, заправляет нитки, меняет шпульки.
2.3.    Орудия и средства труда.
Механизированные.
Электрические швейные машины, универсальные и специальные оверлоки, приспособления к ним. Утюжильные прессы и др.
Ручные:
ножницы, сантиметровая лента, лекала, наборы игл, наперстки, утюги.
Функциональные:
опорно-двигательный аппарат, мышечно-суставный аппарат кистей пальцев рук, органы восприятия, внимание, память, мышление, речь, эмоциональная сфера.
2.4.    Место работы. Бытовое помещение.
1.    Профессия начального профессионального образования —портной легкого платья. Профессия, согласно общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов( 016-94) - портной (2 -5 разряды)
2.    Назначение профессии.
Выполнение технологических операций по изготовлению швейных изделий из различных материалов по индивидуальным заказам, по пошиву моделей и образцов швейных изделий.
Характер и содержание труда варьируется с учетом конкретных условий организации работы на предприятии, ассортимента швейных изделий, применяемых технологий и технической оснащенности технологического процесса на предприятии.
3.    Квалификация
В системе непрерывного образования профессия « Портной» относится к 3-ей ступени квалификации.
Уровень общего образования, требуемого для получения профессии, - среднее общее; уровень профессионального образования - начальное профессиональное образование.
Обучение по профессии «портной» низкого уровня квалификации может осуществляться из числа выпускников основной школы без получения среднего общего образования.
Тарификация труда портного осуществляется непосредственно на предприятии в соответствии с принятой в стране системой тарификации и другими нормативными актами органов по труду.
Повышение квалификации портного осуществляется:
На предприятии с целью обновления знаний, умений и повышения квалификации в рамках профессии НПО.
В системе непрерывного профессионального образования( в учреждениях среднего и высшего профессионального образования).

Портной 2-й разряд
Характеристика работ: ремонт на машинах или вручную суровых и одноцветных тканей и изделий, гладких чулочно-носочных изделий с помощью штопки. Чистка готового изделия, соединение вручную фурнитуры, пуговиц без обвивки ножки при пошиве и ремонте различных изделий. Съем фурнитуры, отделки, меховых воротников с изделий, упаковка фурнитуры, отделки, маркировка по номерам вещей в химической чистке и крашении одежды.
Должен знать: методы и приемы штопки, чистки готовых изделий, соединение фурнитуры, съема фурнитуры, отделки меховых воротников, упаковки фурнитуры, отделки, маркировки по номерам вещей, назначение и принцип работы обслуживаемого оборудования.
Портной 3-й разряд
Характеристика работ: пошив по индивидуальным заказам, пошив моделей и образцов, ремонт нательного белья (типа трусов и распашонок), столового и пастельного (типа простыней) белья, рукавиц из различных материалов, на машинах или вручную в соответствии с паспортами заказов, республиканскими стандартами, техническими условиями и установленной технологией обработки. Обработка и ремонт подкладки, бортовой и утепляющей прокладки и соединение мехового кроя с прокладкой. Обметывание срезов деталей, петель на специальной машине, копирование линий, намеченных закройщиком на симметричные детали различными способами: пришивание пуговиц с обвивкой ножки, распарывание изделий и чистка деталей, склеивание прямых разрывов материала, влажно-тепловая обработка мелких деталей при пошиве и ремонте различных изделий.
Должен знать: методы и приемы пошива, ремонта влажно-тепловой обработки указанных изделий, технологию обработки, виды и свойства применяемых материалов, устройство обслуживаемого оборудования.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ПРОДАВЕЦ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа по технологии для профильного уровня составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерные распределения учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Изучение технологии дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения, применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному направлению профессиональной подготовки.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на профильном уровне является: продолжение формирования культуры труда; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских качеств личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда. Специальная технологическая подготовка на профильном уровне позволяет учащимся приобрести профессиональные знания и умения в выбранной сфере трудовой деятельности.
Программа технологической подготовки включает в себя две составляющие: общетехнологическую и специальную.
Общетехнологическая подготовка осуществляет интегрировано со специальной технологической подготовкой в выбранной школьником сфере профессиональной деятельности.
Содержание общетехнологической подготовки включает основные компоненты содержания программы для базового уровня и носит инвариантный характер изучаемым сферам и профилям трудовой деятельности.
Практическая деятельность учащихся при освоении общетехнологической составляющей должна быть связана с соответствующей сферой или профилем осваиваемой деятельности.
Специальная технологическая подготовка в МУК может осуществляться и по другим направлениям и видам трудовой деятельности, востребованным в регионах на рынке труда. При увеличении количества учебных часов, наличии необходимой учебно-материальной базы, педагогических кадров, по желанию учащихся и их родителей, с учетом потребностей регионального рынка труда проводится профессиональная подготовка по профессиям. При организации профессиональной подготовки в качестве ориентира используются нормативные документы.
Тематическое содержание специальной технологической или профессиональной подготовки задается квалификационными характеристиками, представленными в «Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и служащих» (ЕТКС).
Обучение школьников технологии строится на освоении конкретных процессов преобразования и использования объектов природной и социальной среды. Содержание программы по технологии предусматривает изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
•     Культура и эстетика труда;
•     Получение, обработка, хранение и использование информации;
•    Основы черчения, графики, дизайна;
•    Творческая проектная деятельность;
•     Знакомство с миром профессии, выбор жизненных профессиональных планов;
•    Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
•        Перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Основной принцип реализации программы общетехнологической подготовки - обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и их будущую профессию.
Каждый раздел программы общетехнологической подготовки включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно сопровождаться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.
Занятия по технологии проводятся на базе межшкольного учебного комбината. Они имеют рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования.
Цели:
На профильном уровне изучение технологии направлено:
•    освоение политехнических и специальных технологических знаний в выбранном направлении подготовки;, знаний об основных отраслях современного производства; о составляющих маркетинга и менеджмента; о востребованности специалистов на региональном рынке труда; о планировании профессиональной карьеры и путях получения профессий;
•    овладение профессиональными умениями в выбранной сфере технологической деятельности; умение применять методы индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
•    развитие качеств личности, значимых для выбранного направления профессиональной деятельности; творческого мышления; рационализаторской деятельности;
•    воспитание инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности, ответственного отношения к процессу и результатам труда; умение работать в коллективе; культуры поведения на рыке труда и образовательных услуг;
•    формирование готовности и способности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования; трудоустройству; успешной самостоятельной деятельности; профессиональной адаптации в современном обществе.

Требования к уровню подготовки выпускников полной средней школы
Общетехнологическая подготовка.
В результате изучения технологии ученик должен
Знать/понимать
Отрасли современного производства и сферы услуг; ведущие предприятия региона; творческие методы решения технологических задач; назначение и структуру маркетинговой деятельности на предприятиях; основные функции менеджмента на предприятии; основные формы оплаты труда; порядок найма и увольнения с работы; содержание труда управленческого персонала и специалистов распространенных профессий; устойчивость конъюнктуры по отдельным видам работ и профессии на региональном рынке труда; источники информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства; пути получения профессионального образования и трудоустройства.
Уметь
находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации; распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания; распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания; решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности; планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда; находить необходимую информацию о региональном рынке труда и образовательных услугах; уточнять и корректировать профессиональные намерения.
Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для
повышения эффективности процесса и результатов своего труда на основе применения методов творческой деятельности; использования различных источников информации при выборе товаров и услуг, при трудоустройстве; соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования, построения профессиональной карьеры с учётом состояния здоровья, образовательного уровня, личностных особенностей; составление резюме при трудоустройстве.
Специальная технологическая подготовка
Требования к уровню составляющей специальной технологической подготовке определяются содержанием соответствующих разделов ETKC на начальный квалификационный разряд, без учёта нормативов времени на выполнение работ. Основными параметрами, проверяемыми при оценке качества профессиональной подготовки школьников, являются содержательные элементы деятельности, указанные в квалификационной характеристике по профессии.